Бюджет любительской футбольной команды

Кэп, где бабки, которые я сдавал в прошлом месяце? Пора описать, на что идут деньги любительской футбольной команды. Материал не является супер-пупер аналитикой, это больше описание собственного опыта.

Прежде чем мы перейдем к цифрам и суммам, давайте составим свод правил, которых надо придерживаться при составлении бюджета. Записать и посчитать расходы команды не проблема, а вот как сделать так, чтобы команда просуществовала не один год, — вопрос. Команда нашего проекта существовала много лет, мы на этом собрали собаку.

Правило первое. Заложи в бюджет страдания капитана

К сожалению, это понимают не все. Скорее, даже большинство любительских футболистов никогда об этом не задумываются. И лишь до тех пор, пока сами не решатся организовать что-то свое. Уверен, сейчас каждый капитан команды со вздохом прочитает эти фразы и мысленно со мной согласится. Сбор состава на игру, отсев лишних, приглашение новичков, поиск зала, инвентаря, закупка формы — все эти вопросы должен решать один-два человека, попутно занимаясь своими делами: такими скучнейшими, как ежедневная работа, такими важнейшими, как отношения с женой и взращивание деток. Поэтому разговоры и комментарии, что руководители команд только несправедливо сдирают бабло пусть останутся на совести примитивного пролетариата.

Отбросим в сторону душевные разговоры, вернемся к деньгам. Итак, вышеуказанные один-два человека (обычно это капитан и вице-капитан, реже подключается третий человек) и рулят, как правило, денежными потоками команды.

Правило второе. Единственный реальный источник средств — членские взносы

Источники доходов — это внутрикомандные сборы с игроков. Да, можно попробовать найти спонсора, и мы, кстати, о этом писали. Но сделать это сложно и вряд ли получится сделать сразу, если команда только образовалась.

Нытье о том, что футболу нужны деньги, что вашей команде нужен спонсор — отставить! Хотя кто-то и занимается этим профессионально в нашей стране. Возможно, когда-нибудь в вашей команде вырастет владелец сети элитных вин — и вы будете называться «Красный. Полусладкий» и играть во всех турнирах города; себя назовете генеральным директором, а вице-капитана — начальником склада. Возможно, но мы говорим сейчас о реальной жизни 90% команд. И еще раз повторю: основной источник доходов — это внутрикомандные сборы с игроков. И это достаточно больной и щепетильный вопрос для многих капитанов. Об этом подробно ниже.

Правило третье. Собирай авансом — раздавай частями

Правило, испытанное на своей шкуре за 7-8 лет, обозначает оно следующее: если вашу команду ждут серьезные расходы, например, участие в дорогом турнире или закупка формы, то деньги с игроков надо собрать заранее и в 100% объеме, а с поставщиком или организатором договориться о частичных выплатах. Иначе, в вашем личном бюджете образуется существенная дыра, которую вряд ли вы перекроете. Бегать потом за игроками и неэффективно, и откровенно унизительно, зато за турнир можно собрать ТОП-лист отмаз. Приведу только те, которые сам чаще всего слышу: «Блин, кошелек оставил в тачке», «Я переведу тебе на сбербанк» и вечное «Запиши мне в долг».

Подвожу итог. Если вы руководите командой хотя бы год, то успейте наладить контакты с руководителями лиг и основными контрагентами. Практически с каждым организатором реально договориться об оплате после каждого тура. Это очень удобно. Отмечу, что не всем организаторам соревнований выгодно писать об этом публично, и это понятно, у них свои расходы, но в личной беседе договориться можно. По крайней мере, пытайтесь. Вы – клиент.

Правило четвертое. Все члены команды должны быть в равных условиях

К вам обратился супер-сильный игрок, который однозначно усилит команду, но под него нужны премиальные («премки» в простонародье). Вы с ума сошли? Гнать в шею.

У вас в команде бунт, и лидер команды сказал, что больше не готов сдавать бабки, так как он играет лучше всех. Гнать в шею. Завтра этот же лидер скажет, что вы — плохой капитан.

Кто-начинает подвывать, что все стало дорого, а вот у соседей по турнирной таблице тренировки бесплатные, форма красивее, игроки сильнее. Что делать? Правильно, гнать в шею, сразу расставаться со всеми нелояльными игроками. Если лидеры вашей команды вдруг стали приезжать уставшими на матчи, косить тренировки, а вы в сети видите, как они забивают голы за другие коллективы — просто будьте готовы, что скоро они уйдут, и ищите замену. Насильно мил не будешь.

За время существования команды нашего проекта игроки теряли работы, влезали в ипотеки, оставались без денег, женились наконец, поэтому совершенно очевидно, что нужно быть гибким. Но обычно нормальный человек предупреждает сразу, примерно говоря: «Хочу играть в команде, но сейчас проблемы. Выручайте». Это нормальная фраза цивилизованного человека, и надо идти навстречу. Если же под этим предлогом игрок начинает искать себе команду с лучшими условиями, пускай идет сами знаете куда.

Сергей Мельников

Мы никого не заставляем, даже никого не зовем специально. За последние три календарных месяца наши тренировки посетило больше восьмидесяти человек. Были, конечно, и те, кто приходил лишь однажды, а потом исчезали навсегда в пучине интернета и алкоголя (метафора это, если что), но в большинстве случаев игроки приходят снова и снова.

Почему люди сами приходят на тренировки, играют за свои деньги, а некоторые и "скамейку запасных" полируют? Тут все гораздо проще, чем кто-то себе придумал — все хотят играть в перспективной, сильной команде, с ярко выраженными лидерами, тренерским штабом и руководством команды, вот и проходят через все стадии, чтобы попасть в главную команду.

— Сергей Мельников, руководитель проекта "КМС Нева"

Итак, вот примерный годовой бюджет любительской футбольной команды

Вот они цифры среднестатистической команды на примере команды нашего проекта. Расхождений у каждого коллектива может быть масса, но подобную калькуляцию можно брать за базис.

Около 420 000 рублей в год или 35 000 в месяц:

  1. Аренда поля и зала для тренировок — 16 000-20 000 рублей в месяц.
  2. Взнос на 4 турнира (2 дорогих и престижных, 2 обычных) — 70 000 + 70 000 + 30 000 + 30 000 = 200 000 рублей в год.
  3. Покупка формы — 15 комплектов по 2 000 рублей = 30 000 рублей в год.
  4. Покупка инвентаря (мячи, фишки) — около 15 000 рублей в год.
  5. Оплата тренера — 0 (подробнее ниже).
  6. Информационное освещение - 0 (на плечах капитана).

Теперь пошли по нюансам

Команде нужны тренировки и нужен тренер, это моя личная позиция. Мы, к сожалению, так и не смогли найти подходящий вариант. Для понимания, в городе средняя ставка тренера любительской команды — 10 000 рублей в месяц, что автоматом увеличивает себестоимость одной тренировки на 60%. Мы решили пойти старым путем — нас тренирует самый опытный игрок Юрий Исаков, соответственно, он не вносит плату за тренировку, поднимает собственную карму и прокачивает тренерский опыт.

Инвентарь и форму мы покупаем не так часто, как хотелось бы. Примерно раз в 2 года. Кстати, важный момент: в любительской команде ты не скажешь уходящему игроку вслед: «Сдай форму!» — он ее оплатил и забрал. Поэтому при заказе нового комплекта формы следует заказать 5-10 футболок для потенциальных новичков.

Михаил Пилипенко

Обычно те, кто не хочет экономить, выбирают между брендом Криштиано Роналдо и брендом Лионеля Месси или заказывают индивидуальную форму в корпоративных цветах, в своем стиле. Таким командам необходимо подстраховаться перед проблемой дозаказов (уходят старенькие, приходят новенькие). Мой совет — выбирать производителя формы или поставщика с хорошим складом. Перед командами, чей бюджет ограничен, встает серьезный выбор, так как мир футбольных брендов очень велик. Можно заказать форму «из-за бугра», но нынешний курс валюты и таможенные санкции не на стороне покупателя. Поэтому выбрать можно в экипировочных центрах города, при этом обязательно советую померить форму, так как некоторые бренды (особенно итальянские) любят маломерки, оценить прочность швов (не стесняйтесь спрашивать гарантию на швы, фурнитуру и нанесение), качество материала (это очень важный момент – выбирайте материал технологии Dry-Fit), почитать/поспрашивать отзывы о компании, брендах. Еще один совет, который, думаю, будет востребован. Спрашивайте у организаторов лиг о компаниях/производителях, с которыми они сотрудничают — через них вы можете получить хорошие скидки!

— Михаил Пилипенко, представитель магазина Sportego

На информационную работу команды тратят разные суммы: думаю, большинство коллективов ничего не делает, а топ-команды с серьезными спонсорами приглашают собственных фотографов, операторов, даже пресс-атташе. Но зачем нужна информационная работа? Ответ прост. В вашей команде играет будущий владелец сети винных магазинов? Если нет, то надо самим пытаться работать над брендом и пробовать его продавать. Это поможет в поиске новых игроков (а их искать надо всегда) и, возможно, заинтересует спонсоров.

Владимир Никитенко

За 10 лет мы прошли путь от «сдаем, а то нас не допустят» к «Вов, я сдам на месяц вперед». Тяжелые времена могут наступить в любой момент, конечно, и расслабляться нельзя в этом деле. Но пока наслаждаюсь. Это заслуга больше самих парней, чем моя. Сам бы я не потянул.

Сейчас в команде каждый сдает по 2500 рублей в месяц, кроме вратарей. Вратари у нас тренируются бесплатно. Это дважды в неделю профессиональные тренировки на одном из лучших стадионов города с раздевалками, душевыми и полным набором для тренировки (4 комплекта манишек, много фишек, 16-28 мячей). На участие в турнирах мы скидываемся дополнительно. Бюджет позволяет скидываться частями, также организаторы идут на встречу.

В 2013 году тренировки и участие в турнире были для нас полностью бесплатными. Нам помогли. В 2014 тренировки мы оплачивали сами, но со взносом нам помогли. В 2015 на Первенство Города (аренда, взнос, врач) и на форму нам помогли (2 комплекта Найк), а на все остальное (фото, видео, тренировки, вкусняшки в судейку, страховка, гетры и прочее) мы сами собирали. В сумме получилось в 2015 более 1 млн руб. Начинали с 450 000 руб в год (2013), потом 550 000 руб. (2014).

Кроме самого необходимого, мы дополнительно осуществляем фото- и видеосъемку матчей. Вначале делали монтаж/нарезку отснятых матчей, но позже пришлось отказаться из-за нехватки времени. В этом году к расходам команды прибавился еще и сайт. У нас в команде долгое время делал все только я. Последний год постепенно полномочия разделяются на добровольной основе. Никто никого не заставляет. Озвучиваешь проблему, и кто-то обязательно отзовется на помощь.

Проблема «мудачества» в современном любительском футболе есть. Но я благодарен судьбе, что в нашем коллективе не задерживаются проблемные и сложные товарищи. Пути расходятся сами собой.

— Владимир Никитенко, руководитель ЛФК "Дина"