Природа спонсоринга в любительском футболе по факту ничем не отличается от профессионального. Клуб должен предложить спонсору что-то выгодное. Давайте посмотрим, что в теории может предложить своему спонсору любительский футбольный клуб.
- Повышение узнаваемости бренда спонсора
Наверное, наиболее чистое в своем понимании содержание идеи спонсоринга. Но эффективность инвестиций более чем сомнительная. Согласитесь, от успехов команды “Пепси” молодежь вряд ли будет больше пить “синий” напиток, чем колу. А вот продавцам и производителям экипировки часто есть что предложить популярным командам. Начиная от бесплатной экипировки до спонсирования участия в турнирах. - Футбол как корпоративный досуг
Некоторые компании в качестве альтернативы абонементам в фитнес центры предлагают сотрудникам играть в футбол. Если коллектив большой, попасть в такую команду можно обычно по знакомству. Но гораздо чаще бывает так, что вся эта затея держится на небольшом костяке увлеченных футболом сотрудников, которые изо всех сил пытаются сохранить футбольный проект, приглашая на оплаченные компанией тренировки знакомых и знакомых знакомых. Если же вы хотите пристроить под крыло спонсора целую команду, то можно попробовать предложить ваш коллектив в качестве базы для организации такого досуга. Вы находите поле, тренера и предлагаете спонсору все это дело оплатить в обмен на то, что их сотрудники смогут посещать тренировки и, возможно, даже участвовать в турнирах. - Личные амбиции спонсора
Представитель спонсора, являясь либо бывшим футболистом, либо еще играющим, пытается реализовать свои амбиции, оплачивая расходы на содержание команды и регулярно поощрая лучших игроков. Здесь обычно два варианта: полный комплект (тренеры, премки, кипа, то есть все серьезно, дорого, богато) или частичное покрытие расходов (например, на тренировки скидываемся самостоятельно, а участие в турнирах оплачивает спонсор). Часто такие проекты активно пиарятся в футбольных кругах, то есть можно прийти на просмотр и так далее. - Краудфандинг
Самый авантюрный способ найти спонсора, но и самый прозрачный. Вы просто просите поддержать вашу команду, используя социальные сети или специальные площадки типа boomstarter. Если у бомжей получается собирать на выпивку, то почему бы не попробовать попросить деньги на футбол. Здесь все зависит от представителя команды, который сможет грамотно презентовать команду и что-то предложить тем, кто ее поддержит.
Как составить предложение спонсору?
Начните поиск спонсора со своих знакомых. Сейчас много молодых руководителей, которые сами играют в футбол или интересуются им. Предложите им один из вышеописанных вариантов. Понятно, что знакомые вряд ли запросят какую-то презентацию, поэтому следующие советы применимы к бомбардировке всех компаний, в которых вы видите потенциальных спонсоров. Чтобы повысить шансы, в презентации укажите:
- готовы ли вы нанести логотип на форму;
- готовы ли вы покрывать расходы частично (есть примеры сотрудничества, когда спонсор оплачивает только игры, а тренировки команда организует самостоятельно и за свой счет);
- готовы ли вы завести профили команды в социальных сетях, активно их продвигать и иногда (или часто) упоминать спонсора в своих публикациях;
- готовы ли вы предложить спонсору полноценную рекламную кампанию, нацеленную на футбольную аудиторию (например, производителю экипировки будет выгодно, если вы сделаете командный обзор их продукции, например, в каком-то видеоролике)
История успеха №1 — ЛФК "Футболофф"
Экипировочный центр АВМ Спорт оплатил команде участие в турнире OLE Premium в обмен на заказ полного комплекта экипировки и упоминания спонсора в публикациях.
Я до сих пор помню первичный разговор c Григорием Березкиным из АВМ СПОРТ. Когда мы предложили оплатить нам участие в одном из турниров в обмен на обзоры матчей с упоминанием спонсора, ключевым и поворотным моментом была примерно такая цитата: "Ну парни вы нормальные, репутация у вас хорошая, отчего ж не помочь..." Помимо взноса нас со скидкой снабдили действительно качественной кипой, на которую в нескольких местах была нанесена символика спонсора.
Эта акция была разовой. Мы никак не могли измерить конверсию нашего появления в футболках АВМ СПОРТ, поэтому не могли придумать хоть каких-то (пусть даже мифических) процентов увеличении продаж или трафика на их сайте. Мы решили, что мы парни честные, поэтому отказались от данной затеи и не превратились в попрошаек, предлагающих золотые горы. Хотя очевидно, что о конверсии надо было подумать заранее, и, например, сразу заявить, что ничего считать не будем.
— Александ Ким, команда "Футболофф"
История успеха №2 — ЛФК "Ингрия"
Любительская команда собрала часть средств на поездку на международный турнир с помощью краудфандинговой кампании на Boomstarter.
В 2014 году любительская команда "Ингрия" предприняла отчаянную попытку собрать 200000 рублей на поездку на международный турнир "Кубок Балтии". Все средства собрать не получилось (12080 из 200000), но опыт очень занимательный, так как средства собирались через краудфандинговую платформу Boomstarter. Пока ссылка работает, рекомендуем ознакомиться с деталями ее краудфандинговой кампании.
Их видеопрезентация — это яркий пример того, что предложение спонсорам можно сделать достаточно бюджетно. Единственный совет — не используйте музыку, защищенную авторскими правами. Ютуб частично порежет звук.
Вообще Дмитрий Матвеев (представитель ФК "Ингрия") активно проявляет себя в футбольных кругах и регулярно освещает интересные события любительского футбола, а также периодически выступет в роли пресс-атташе различных любительских футбольных клубов Санкт-Петербурга.
«Ингрия» – команда, представляющая ингерманландских финнов (финнов, родившихся на территории Ленинградской области). Этнический ингерманландский финн, правда, в команде всего один – совсем молодой полузащитник Кирилл Кокко. При этом команда является очень интернациональной. В «Ингрии», помимо русских футболистов, играют также узбек, поляк, татарин и сразу трое белорусов, уроженцев города Витебска. В команде с большим уважением относятся к понятию «толерантность». Так что можно сказать, что ребята представляют не определенную национальность, а весь наш регион – Ленинградскую область.
Начав с абсолютного нуля, «Ингрия» потихонечку стала достаточно известным в городе брендом. Сейчас нас уже многие знают, а летом по приглашению наших друзей-белорусов мы вообще посетили город Витебск, где приняли участие в престижном турнире «Кубок Хмеля». Особых лавров, правда, мы там не снискали, поскольку играть нам пришлось с командами, представляющими высшую лигу чемпионата Беларуси по мини-футболу. Но, тем не менее, бой соперникам наши парни дали.
— Дмитрий Матвеев, администратор команды "Ингрия"