Бюджет любительской футбольной команды

Кэп, где бабки, которые я сдавал в прошлом месяце? Пора описать, на что идут деньги любительской футбольной команды. Материал не является супер-пупер аналитикой, это больше описание собственного опыта.

Прежде чем мы перейдем к цифрам и суммам, давайте составим свод правил, которых надо придерживаться при составлении бюджета. Записать и посчитать расходы команды не проблема, а вот как сделать так, чтобы команда просуществовала не один год, — вопрос. Команда нашего проекта существовала много лет, мы на этом собаку съели.

Правило первое. Заложи в бюджет страдания капитана

К сожалению, это понимают не все. Скорее, даже большинство любительских футболистов никогда об этом не задумываются. И лишь до тех пор, пока сами не решатся организовать что-то свое. Уверен, сейчас каждый капитан команды со вздохом прочитает эти фразы и мысленно со мной согласится. Сбор состава на игру, отсев лишних, приглашение новичков, поиск зала, инвентаря, закупка формы — все эти вопросы должен решать один-два человека, попутно занимаясь своими делами: такими скучнейшими, как ежедневная работа, такими важнейшими, как отношения с женой и взращивание деток. Поэтому разговоры и комментарии, что руководители команд только несправедливо сдирают бабло пусть останутся на совести примитивного пролетариата.

Отбросим в сторону душевные разговоры, вернемся к деньгам. Итак, вышеуказанные один-два человека (обычно это капитан и вице-капитан, реже подключается третий человек) и рулят, как правило, денежными потоками команды.

Правило второе. Единственный реальный источник средств — членские взносы

Источники доходов — это внутрикомандные сборы с игроков. Да, можно попробовать найти спонсора, и мы, кстати, о этом писали. Но сделать это сложно и вряд ли получится сделать сразу, если команда только образовалась.

Нытье о том, что футболу нужны деньги, что вашей команде нужен спонсор — отставить! Хотя кто-то и занимается этим профессионально в нашей стране. Возможно, когда-нибудь в вашей команде вырастет владелец сети элитных вин — и вы будете называться «Красный. Полусладкий» и играть во всех турнирах города; себя назовете генеральным директором, а вице-капитана — начальником склада. Возможно, но мы говорим сейчас о реальной жизни 90% команд. И еще раз повторю: основной источник доходов — это внутрикомандные сборы с игроков. И это достаточно больной и щепетильный вопрос для многих капитанов. Об этом подробно ниже.

Правило третье. Собирай авансом — раздавай частями

Правило, испытанное на своей шкуре за 7-8 лет, обозначает оно следующее: если вашу команду ждут серьезные расходы, например, участие в дорогом турнире или закупка формы, то деньги с игроков надо собрать заранее и в 100% объеме, а с поставщиком или организатором договориться о частичных выплатах. Иначе, в вашем личном бюджете образуется существенная дыра, которую вряд ли вы перекроете. Бегать потом за игроками и неэффективно, и откровенно унизительно, зато за турнир можно собрать ТОП-лист отмаз. Приведу только те, которые сам чаще всего слышу: «Блин, кошелек оставил в тачке», «Я переведу тебе на сбербанк» и вечное «Запиши мне в долг».

Подвожу итог. Если вы руководите командой хотя бы год, то успейте наладить контакты с руководителями лиг и основными контрагентами. Практически с каждым организатором реально договориться об оплате после каждого тура. Это очень удобно. Отмечу, что не всем организаторам соревнований выгодно писать об этом публично, и это понятно, у них свои расходы, но в личной беседе договориться можно. По крайней мере, пытайтесь. Вы – клиент.

Правило четвертое. Все члены команды должны быть в равных условиях

К вам обратился супер-сильный игрок, который однозначно усилит команду, но под него нужны премиальные («премки» в простонародье). Вы с ума сошли? Гнать в шею.

У вас в команде бунт, и лидер команды сказал, что больше не готов сдавать бабки, так как он играет лучше всех. Гнать в шею. Завтра этот же лидер скажет, что вы — плохой капитан.

Кто-начинает подвывать, что все стало дорого, а вот у соседей по турнирной таблице тренировки бесплатные, форма красивее, игроки сильнее. Что делать? Правильно, гнать в шею, сразу расставаться со всеми нелояльными игроками. Если лидеры вашей команды вдруг стали приезжать уставшими на матчи, косить тренировки, а вы в сети видите, как они забивают голы за другие коллективы — просто будьте готовы, что скоро они уйдут, и ищите замену. Насильно мил не будешь.

За время существования команды нашего проекта игроки теряли работы, влезали в ипотеки, оставались без денег, женились наконец, поэтому совершенно очевидно, что нужно быть гибким. Но обычно нормальный человек предупреждает сразу, примерно говоря: «Хочу играть в команде, но сейчас проблемы. Выручайте». Это нормальная фраза цивилизованного человека, и надо идти навстречу. Если же под этим предлогом игрок начинает искать себе команду с лучшими условиями, пускай идет сами знаете куда.

Мы никого не заставляем, даже никого не зовем специально. За последние три календарных месяца наши тренировки посетило больше восьмидесяти человек. Были, конечно, и те, кто приходил лишь однажды, а потом исчезали навсегда в пучине интернета и алкоголя (метафора это, если что), но в большинстве случаев игроки приходят снова и снова.

Почему люди сами приходят на тренировки, играют за свои деньги, а некоторые и "скамейку запасных" полируют? Тут все гораздо проще, чем кто-то себе придумал — все хотят играть в перспективной, сильной команде, с ярко выраженными лидерами, тренерским штабом и руководством команды, вот и проходят через все стадии, чтобы попасть в главную команду.

— Сергей Мельников, руководитель проекта "КМС Нева"

Итак, вот примерный годовой бюджет любительской футбольной команды

Вот они цифры среднестатистической команды на примере команды нашего проекта. Расхождений у каждого коллектива может быть масса, но подобную калькуляцию можно брать за базис.

Около 420 000 рублей в год или 35000 в месяц:

  1. Аренда поля и зала для тренировок — 16000-20000 рублей в месяц.
  2. Взнос на 4 турнира (2 дорогих и престижных, 2 обычных) — 70000+70000+30000+30000 = 200 000 рублей в год.
  3. Покупка формы — 15 комплектов по 2000 рублей = 30 000 рублей в год.
  4. Покупка инвентаря (мячи, фишки) — около 15 000 рублей в год.
  5. Оплата тренера — 0 (подробнее ниже).
  6. Информационное освещение - 0 (на плечах капитана).

Теперь пошли по нюансам: команде нужны тренировки и нужен тренер, это моя личная позиция. Мы, к сожалению, так и не смогли найти подходящий вариант. Для понимания, в городе средняя ставка тренера любительской команды — 10 000 рублей в месяц, что автоматом увеличивает себестоимость одной тренировки на 60%. Мы решили пойти старым путем — нас тренирует самый опытный игрок Юрий Исаков, соответственно, он не вносит плату за тренировку, поднимает собственную карму и прокачивает тренерский опыт.

Инвентарь и форму мы покупаем не так часто, как хотелось бы. Примерно раз в 2 года. Кстати, важный момент: в любительской команде ты не скажешь уходящему игроку вслед: «Сдай форму!» — он ее оплатил и забрал. Поэтому при заказе нового комплекта формы следует заказать 5-10 футболок для потенциальных новичков.

Обычно те, кто не хочет экономить, выбирают между брендом Криштиано Роналдо и брендом Лионеля Месси или заказывают индивидуальную форму в корпоративных цветах, в своем стиле. Таким командам необходимо подстраховаться перед проблемой дозаказов (уходят старенькие, приходят новенькие). Мой совет — выбирать производителя формы или поставщика с хорошим складом. Перед командами, чей бюджет ограничен, встает серьезный выбор, так как мир футбольных брендов очень велик. Можно заказать форму «из-за бугра», но нынешний курс валюты и таможенные санкции не на стороне покупателя. Поэтому выбрать можно в экипировочных центрах города, при этом обязательно советую померить форму, так как некоторые бренды (особенно итальянские) любят маломерки, оценить прочность швов (не стесняйтесь спрашивать гарантию на швы, фурнитуру и нанесение), качество материала (это очень важный момент – выбирайте материал технологии Dry-Fit), почитать/поспрашивать отзывы о компании, брендах. Еще один совет, который, думаю, будет востребован. Спрашивайте у организаторов лиг о компаниях/производителях, с которыми они сотрудничают — через них вы можете получить хорошие скидки!

— Михаил Пилипенко, представитель магазина Sportego

На информационную работу команды тратят разные суммы: думаю, большинство коллективов ничего не делает, а топ-команды с серьезными спонсорами приглашают собственных фотографов, операторов, даже пресс-атташе. Но зачем нужна информационная работа? Ответ прост. В вашей команде играет будущий владелец сети винных магазинов? Если нет, то надо самим пытаться работать над брендом и пробовать его продавать. Это поможет в поиске новых игроков (а их искать надо всегда) и, возможно, заинтересует спонсоров.

За 10 лет мы прошли путь от «сдаем, а то нас не допустят» к «Вов, я сдам на месяц вперед». Тяжелые времена могут наступить в любой момент, конечно, и расслабляться нельзя в этом деле. Но пока наслаждаюсь. Это заслуга больше самих парней, чем моя. Сам бы я не потянул.

Сейчас в команде каждый сдает по 2500 рублей в месяц, кроме вратарей. Вратари у нас тренируются бесплатно. Это дважды в неделю профессиональные тренировки на одном из лучших стадионов города с раздевалками, душевыми и полным набором для тренировки (4 комплекта манишек, много фишек, 16-28 мячей). На участие в турнирах мы скидываемся дополнительно. Бюджет позволяет скидываться частями, также организаторы идут на встречу.

В 2013 году тренировки и участие в турнире были для нас полностью бесплатными. Нам помогли. В 2014 тренировки мы оплачивали сами, но со взносом нам помогли. В 2015 на Первенство Города (аренда, взнос, врач) и на форму нам помогли (2 комплекта Найк), а на все остальное (фото, видео, тренировки, вкусняшки в судейку, страховка, гетры и прочее) мы сами собирали. В сумме получилось в 2015 более 1 млн руб. Начинали с 450 000 руб в год (2013), потом 550 000 руб. (2014).

Кроме самого необходимого, мы дополнительно осуществляем фото- и видеосъемку матчей. Вначале делали монтаж/нарезку отснятых матчей, но позже пришлось отказаться из-за нехватки времени. В этом году к расходам команды прибавился еще и сайт. У нас в команде долгое время делал все только я. Последний год постепенно полномочия разделяются на добровольной основе. Никто никого не заставляет. Озвучиваешь проблему, и кто-то обязательно отзовется на помощь.

Проблема «мудачества» в современном любительском футболе есть. Но я благодарен судьбе, что в нашем коллективе не задерживаются проблемные и сложные товарищи. Пути расходятся сами собой.

— Владимир Никитенко, руководитель ЛФК "Дина"

Статью пока никто не оценил. Станьте первым!

Заметили ошибку? Хотите что-то добавить?

Мы рады любому комментарию или предложению улучшить материал. Просто напишите редактору.